Иппотерапия или лечебно-верховая езда — программа реабилитации детей-инвалидов
Сделать пожертвование на эту программуПрограммой иппотерапия интересовался телеканал «Санкт-Петербург». На видеоролике представлены занятия для 8 детей детского сада №5 Невского района для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата на базе конно-спортивного клуба «Новополье» (Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Новополье).
С декабря 2007 года СПбБОО «Зеленый мир детства» проводит бесплатные занятия для детей-инвалидов иппотерапией (Лечебно-верховая езда, иппотерапия для детей с ДЦП, иппотерапия для аутистов, иппотерапия для детей с ЗПР). Нами организовывается доставка ребят от медицинского учреждения до конноспортивного клуба и обратно. Сопровождает детей медперсонал, который наблюдает за изменениями здоровья детей в ходе осуществления программы и, чтобы в случае чего могла быть оказана оперативная медицинская помощь ребенку.
Иппотерапия для детей с ДЦП укрепляет мышцы спины, появляется стабильность тазового пояса, мотивация к двигательной активности, улучшается моторика рук. Иппотерапия для детей с аутизмом повышает эмоциональную активность ребенка, он лучше идет на контакт, начинает общаться со сверстниками, уходят страхи перед домашними животными. Иппотерапия для детей с ЗПР улучшает показатели нервно-психических процессов, улучшает межличностные отношения, появляется уверенность в себе, снижаются тревожные переживания, появляется жизнерадостность, укрепляется иммунитет, дети реже болеют ОРВИ.
Первая группа, состоящая из 8 детей, занималась лечебной верховой ездой (иппотерапия для аутистов, иппотерапия для детей с ДЦП) в КСК «Парк Екатерингоф» (ст. м «Нарвская», Лифляндская ул., д.12, иппотерапия в СПб) в течение 6 месяцев два раза в неделю. Продолжительность занятия с каждым ребенком составляла 30 минут. Во время занятий за ребенком был закреплен постоянный инструктор и лошадь.
Группа была сформирована из детей, находящихся на лечении в ЦВЛ «Детская психиатрия» с нарушениями речи, с аутизмом и с ситуативным мутизмом (отсутствие речи в связи с нежеланием общаться). Результаты стали видны врачам и родителям уже на втором месяце занятий. Дети стали проявлять жизнерадостность, эмоциональность, общительность, двое детей начали говорить! По результатам проведенной программы врачами из ЦВЛ «Детская психиатрия» был написан отчет, где рассмотрен каждый ребенок до и после 6-ти месячного курса иппотерапии.
Далее проект реализовывался на базах КСК «Идель», КСК «Волковицы», СПб ГКУ «Парк «Екатерингоф», но с марта 2014 года мы сотрудничаем с КСК «Новополье».
Еще Гиппократ отмечал общеукрепляющий эффект от занятий верховой ездой. В 1751 году Дени Дидро в трактате «О верховой езде и ее значении для сохранения здоровья» писал: «В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях». Французский врач Перрон в конце XIX столетия одним из первых дал научное объяснение воздействия верховой езды на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. В 1953 году в Норвегии был открыт первый специальный центр верховой езды для детей-инвалидов. В 1991 году на VII Международном конгрессе в Дании была утверждена Международная федерация верховой езды для инвалидов (FRDY).
О влиянии верховой езды на организм человека:
1) При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса. При правильной посадке на лошадь расслабляются наиболее спастичные мышцы бедер и голени.
2) Сидя на лошади, двигаясь вперед вместе с ней, ребенок старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы.
3) Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц.
4) Расслаблению мышц бедер и ягодиц способствует также тепловой эффект от спины лошади, температура тела которой равна 37,5 С.
5) Верховая езда уменьшает амплитуду и количество гиперкинезов, улучшает координацию движений.
6) Движение лошади происходит во всех трех плоскостях — фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. При этом трехмерное движение спины лошади, идущей шагом, формирует нормальные сенсомоторные стереотипы, то есть у всадника возникает ощущение нормального прямохождения.
7) Верховая езда развивает ориентацию в пространстве и ощущение своего тела в пространстве, что также важно для детей с ДЦП.
8) Верховая езда влияет самым непосредственным образом на оба полушария мозга, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
9) Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, при этом у ребенка появляется уверенность, самоутверждение и занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.
10) Верховая езда помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухово-моторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
11) Верховая езда расширяет представления ребенка о животных, окружающей природе и его месте в окружающем мире, повышает специальную адаптацию ребенка.
12) Верховая езда дает эмоциональный подъем, радость от общения с лошадью, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка.
В нашей стране ЛВЕ стали применять в конце 80-х годов ХХ столетия в Грузии в Тбилисской медицинской академии последипломного образования (профессор Д. М. Цверава). Все инструкторы и методисты по ЛВЕ в России являются учениками Дмитрия Михайловича. В 1991 году в Москве на базе центрального ипподрома открыт первый в стране центр иппотерапии для детей-инвалидов. Первые российские конноспортивные соревнования для инвалидов по программе специальной олимпиады проведены в Москве в 1996 году.
К сожалению, у нас пока нет возможности оказывать индивидуальную помощь по этой программе. Но мы стремимся к этому.